По достижении пяти лет у ребенка появляется стремление и желание читать самому. Данный этап очень важен для развития интеллекта и личностных качеств.
Подготовка к чтению и выбор книги
Дошкольник занимался до наступления этого периода тем, что водил пальцем по страничкам книги, рассказывая заученные тексты или выдумывая свои. В 5-6 лет происходят изменения: ребенка интересует сам процесс чтения, получение новых впечатлений и знаний.
Во время чтения у ребят развивается воображение, они учатся мыслить абстрактно, формируется внутреннее представление об окружающем и идет подготовка в усвоении логически сложных конструкций. Для ребенка пяти лет выбирайте книги, которые:
- заставляют работать воображение,
- формируют любознательность,
- воспринимаются легко,
- содержат достаточное количество наглядного и иллюстративного материала, способствующего усвоению текста.
Программа в современных школах рассчитана на то, что дети, придя в первый класс должны уже уметь читать, хотя бы по слогам. Из этого следует, что обучать своего малыша чтению должны сами родители либо воспитатели в детском саду. Мы поможем вам узнать, как научить ребенка читать быстро и правильно и с чего следует начать.
Начальный процесс обучения
Для начала нужно понять, готов ли ребенок к обучению с психологической точки зрения. Хорошо, если кроха знает некоторые буквы. Как правило, обучение начинается в 5-6 лет, это подготовительная группа в детском саду.
Не нужно начинать раньше времени и принуждать к учебе. Вы можете задолго до школы отбить у ребенка желание учиться. Преподносите уроки под видом игры. И не загружайте слишком большим количеством нового. Пятнадцати минут в день вполне достаточно для изучения основ чтения.
Обучая ребенка в домашних условиях вполне реально добиться прекрасных результатов. Не занимаясь у репетитора, ребенок способен научиться правильно читать, если вы ему поможете в этом деле. Следуйте перечисленным ниже рекомендациям и все получится.
- Вы видите, что ваш малыш готов к обучению, значит пришла пора выбрать пособие, по которому будут проходить занятия. Более всего популярен букварь Натальи Жуковой. Задания там простые и понятные, просто выполняйте их как рекомендуется.
- Главное, произносите с ребенком не название буквы, а звук. Тогда он не будет путаться и достигнет успеха в овладении чтением быстрее.
- Чтобы прочитать слог, необходимо растягивать звуки, чтобы они соединялись друг с другом. Например: «нннн-оооо». Не надо говорить ребенку, что эта буква и эта, вместе будут образовывать слог, то есть не надо называть их по отдельности. Произносите слог сразу, но растягивая буквы, чтобы ребенку было понятней.
- Начните с простейших слогов, состоящих из двух букв: РА, НА, ПА, КО и других. Если вы видите, что ребенок усвоил их чтение, значит, пора перейти к слогам, начинающимся с гласного звука: АМ, ОК, УС. Как только будут освоены все слоги, и малыш начнет их читать с уверенностью, начинайте читать слова, разбитые на слоги.
- Пусть ребенок следит, где он читает, в этом ему поможет пальчик. Не стоит забывать делать паузы между словами, а затем и между предложениями, иначе смысл прочитанного будет все время ускользать.
- Обязательно в первой половине занятия повторите уже пройденный на прошлом уроке материал. Обучение тогда пойдет гораздо быстрее и легче.
Закрепление полученных навыков
Когда ребенок научится читать по слогам, не стоит останавливаться, техника чтения и его скорость требуют также пристального внимания. Также в виде игры можно заняться следующими упражнениями, они помогут закрепить пройденный материал и развить скорость:
- пишите ежедневно небольшие послания для ребенка. Так чтение ненавязчиво станет необходимым атрибутом жизни;
- читая книгу малышу, прервитесь на каком-либо интересном моменте и, объясняя это ребенку своей усталостью, попросите прочитать немного самому;
- смотрите вместе диафильмы;
- займитесь параллельным чтением: потребуется два идентичных текста, один читаете вы, по другому экземпляру ребенок следит. Увеличивайте незаметно скорость, но ребенок должен успевать за вами;
- давайте ребенку читать тексты на время, не нужно сравнивать с нормами, просто для интереса;
- постепенно объясняйте, что можно читать про себя. От этого скорость чтения увеличивается;
- следите, чтобы ребенок правильно ставил ударение, тогда смысл текста будет всегда ему понятен. Можно поиграть со словом, ставя ударение на каждый слог по порядку, но в конце обязательно проговорите какое же ударение правильное;
- выписывайте слова, в которых встречаются две согласные подряд и предлагайте малышу периодически их читать, так не возникнет проблем с подобными словами;
- задание на зоркость и внимательность: среди пяти или шести гласных вставьте одну согласную, написав их на бумаге. Пусть ребенок найдет, что является лишним.
Самое важное – заниматься систематически, не пропуская занятия и не останавливаясь на достигнутом. Каждому это под силу, не волнуйтесь и проводите занятия со своим ребенком в веселой и интересной форме, играя, и не забывая хвалить его.